Чтение с увлечением.
В наш компьютерный век, усовершенствованных
информационных технологий у наших детей снизился интерес к книге. Они увлечены
компьютерными играми. С этой проблемой сталкиваются и учителя, и родители.
Самая главная задача, которую ставит перед
собой каждый учитель начальных классов - научить ребенка читать. Только тогда,
когда ученик овладеет читательской деятельностью на доступном уровне.он
состоится как личность, осознает свои сильные и слабые стороны и обретет
самостоятельность в выборе собеседников, любезных его сердцу и доступных ему по
уму.
А такая самостоятельность, в свою очередь, прямой путь к непрерывному
самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Я считаю, что чтение-это главный предмет в
начальных классах, без которого нельзя обойтись. Чтение - это сложный и
длительный процесс и только через него открывается окно в мир знаний.
Если учащиеся медленно читают и не
понимают прочитанного, не могут пересказать текст, то возникают трудности по другим
предметам. На уроках математики, он не может решить задачу, т.к. не понимает
смысла прочитанного; на уроках русского языка при списывании, в диктантах,
изложениях заменяет, пропускает буквы, слоги, слова; по окружающему миру не
может составить связной рассказ.
К концу 3 класса
(программа начальных классов) учащиеся должны:
·
владеть навыками сознательного, беглого, правильного выразительного чтения
целыми словами при темпе громкого чтения целыми словами не менее 75 сл/м. (в
конце второго полугодия).
·
понимать содержание прочитанного произведения;
·
передавать содержание прочитанного в виде краткого и полного, выборочного
пересказа;
·
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам.
«Нечитающий» ребенок с программой не справляется, постепенно теряет интерес
к учебе.
Когда мы видим низкие показатели, то перед учителем
встаю вопросы:
·
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение? Как сделать так, чтобы чтение
стало для них потребностью?
Я поняла, что одна из главных причин равнодушия к чтению –это отсутствие
или недостаточность творческого начала.
В.Сухомлинский писал: «Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда,
когда в ней царят четыре культа: культура Родины, культура человека, культура
книги и культура родного слова»
Важно, чтобы наши дети знали историю своей Родины. Необходимо возрождать
русские традиции, праздники, нашу культуру. Необходима совместная работа
учителей и родителей - только тогда мы добьемся успехов в обучении и воспитании
наших детей. В нашем современном мире читающие родители вместе с детьми -
большая редкость. Раньше устраивались семейные чтения вслух. Дети вместе с
родителями обсуждали произведения, а иногда даже устраивали домашние спектакли,
приглашали друзей.
Очень жаль, что в 21 веке эта традиция утратилась.
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики стали успешными. Мы все помним
методику С.Н. Лысенковой, которая на своих уроках применяла комментированное
управление. Это все давало большие результаты.
Комментированное управление объединяет три действия (мыслю, говорю,
записываю), и в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить. Все
ученики С.Н.Лысенковой учились успешно.
Мне тоже захотелось, чтобы и мои ученики с удовольствием приходили на урок.
Я решила, что важно увидеть творческие ростки в детях и развивать их. На
начальном этапе литературного образования решаются следующие задачи:
·
формирование систем читательских и речевых умений во взаимосвязи;
·
обучение приемам анализа художественного произведения;
·
развитие мышления, выражения эмоций;
·
совершенствование навыка сознательного чтения;
·
расширение кругозора у младших школьников.
Чтобы выполнялись все эти задачи, учитель
должен рассматривать свой урок с разных сторон, используя различные виды
комментариев на уроке: историко-бытовой, литературный, лингвистический,
культурный. Все эти виды комментариев помогают учащимся лучше понять изучаемое
произведение.
Само понятие «комментарий» у разных авторов толкуется неоднозначно. В
словаре живого великорусского языка В.И. Даля понятие «комментарий» дается как
«объяснение, толкование, замечание на статью, книгу». В словаре иностранных
слов понятие «комментарий» трактуется несколько шире?.
Комментарий - это разъяснительные примечания к тексту. Комментарий - это
сопроводительные соображения, критические замечания по поводу чего- либо.
Наиболее точное объемное понятие комментария мы находим в краткой
литературной энциклопедии:
«Комментарии происходит от латинского слова «заметки», «трактование». Это
жанр филологического исследования, толкующий, разъясняющий текст или памятник.
Опираясь на подробное толкование понятия
–комментарий, литературной энциклопедии, предлагают следующее определение:
Комментарий - это
литературоведческое исследование, дающее подробное пояснение текста художественного
произведения и способствующее более глубокому его усвоению читателями.
Подробные комментарии были известны в глубокой древности в греческой и особенно
в римской литературе, а затем в филологической культуре средневековья. История
создания аппарата комментария, как отмечает С.Л.Рейеер, уходит в далекую
древность.
Когда-то в старину
переписчик какого-либо произведения, гордясь своей эрудицией, пояснял на полях,
затруднявшее его слово или отрывок. Греческое слово «глосса» обозначает
толкование непонятного места. Еще В.Г.Белинский жаловался на отсталость русской
комментаторской практики. Одним из первых наглядно-комментированным изданием
нового времени было издание А.С. Пушкина под редакцией Грота (1864-1953г.г),
исторические и библиографические примечания к басням Крылова В.Ф.Кеневича
(1869, изд.2, 1878 г), примечания С.И.Пономарева к стихотворениям Некрасова
1979 г - вот некоторые этапы постепенного развития комментария.
В советском
литературоведении крайне мало фундаментальных исследований, посвященных
проблеме комментария. Следует назвать книгу А.Рейсера «Полиграфия и текстология
нового времени», Б.В. Томашевского «Писатель и книга», работы Э.Л.Ефременко
«Очерк истории текстологий новой русской литературы».
Комментатор должен
добавить те частные сведения, которые могут оказаться неизвестными читателю.
Томашевский в своей работе: «Писатель и книга» предлагает следующую
классификацию видов комментария:
·
B.
1.
Историко - текстовый и библиографический.
2.
Редакционно - издательский.
3.
Историко - литературный.
4.
Критический.
5.
Лингвистический.
6.
Литературный.
7.
Реальный или исторический.
Одной из важнейших особенностей комментария, используемого в школе,
является учет возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся. Он должен
быть доступен для восприятия и понимания школьника, соответствовать их
литературной подготовке и культурному уровню и в тоже время учитывать
«зону ближайшего развития».
Учителю нужно творчески использовать различные виды комментариев на уроках.
Комментарий всегда
должен содержать научно-достоверные факты. Одна из важнейших особенностей
комментария - необходимость идти от детали к целому.
Комментирование текста
учителем должно активизировать мыслительную деятельность учащегося, приучать
внимательнее вчитываться в текст, создавать психологические установки для
самостоятельной творческой работы над произведением.
Задачи
комментария текста – выработать у учащихся навыки выразительного чтения и анализа
текста.
В школе предлагается
использовать следующую классификацию, которую предлагает З.Я.Р. Ред
(Просвещение 1985 г.) Историко-бытовой, литературный и общекультурный.
Н.М.Шанский предлагает «Лингвистический анализ худ.текста» (М.Просвещение.
1990)
·
B.
1.
1.
Историко-бытовой комментарий.
Принцип историзма в
изучении литературы в начальной школе требует знания исторической эпохи, в
которой создавалось художественное произведение и которая изображена в теме.
Этот комментарий помогает учащимся разобраться в нравственных этикетах эпохи
правильных нормах поведения людей различных социальных групп.
Важно внимание обращать на бытовые детали
(интерьеры, образ жизни).
·
B.
1.
2.
Литературный комментарий.
Главное назначение этого комментария -
освоение текста: сопоставление частей и различных элементов художественного
текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей
пейзажа и портрета с общим течением текста — это основные приемы освоения
комментария.
·
B.
1.
3.
Общекультурный комментарий.
Общекультурный
комментарий очень важен, так как с его помощью глубже проникаем в произведение.
В обыденном создании «культура
выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку.
Проще говоря, все, что создано людьми за всю литературную историю:
письменность, научные знания, искусство (музыка, архитектура, живопись,
литература, кино, театр, прикладное искусство).
4.Лингвистический комментарий.
Основной задачей
лингвистического анализа является выявление и объяснение использованных в
художественном тексте языковых фактов. Анализ художественного текста включает в
первую очередь следующие факты.
·
B.
1.
1.
1.
Устаревшие слова и обороты (архаизмы, славянизмы).
2.
Непонятные выражения.
3.
Варваризмы, диалектизмы, профессионализмы.
4.
Работа над тропами: эпитетами, сравнениями, метафорами.
5.
Работа над синтаксическими фигурами (повторами, антитезами, риторическими
вопросами, обращениями, восклицаниями..
При подготовке
учителя к уроку важно умело и грамотно прокомментировать текст.
Какую же роль играет комментарий текста при изучении художественных
произведений в начальной школе?
·
B.
1.
1.
1.
1.
Комментарий помогает учащимся глубже вжиться в образ героев и в замысел
автора.
2.
Комментарий развивает эстетическую культуру учеников, формирует у них
мировоззрение.
Изучив работы российских текстологов, я
решила разработать методику использования различных видов комментария в
начальных классах (на основе сказок А.С. Пушкина).
Чтобы заинтересовать учащегося, составили
проект «Сказка за сказкой». Он рассчитан на один год. Проект состоит из 2
этапов.
·
B.
1.
1.
1.
1.
I.
этап
Сказка как жанр устного народного
творчества - изучение народных сказок.
·
B.
1.
1.
1.
1.
II.
этап
Отличие литературной сказки от народной.
На уроках и во внеурочное время учащиеся вместе с учителем и воспитателями
проводили исследовательскую работу по сказкам. Мы работаем по программе «Школа
России». Начиная со 2 и по 4 класс, отводятся часы для изучения устного
народного творчества и творчества А.С. Пушкина.
На первых уроках по внеклассному чтению
учащиеся знакомятся с жанрами устного народного творчества: поговорками,
пословицами, народными песнями, сказками.
В начале урока учитель дает историко-бытовой
комментарий. Немало столетий назад жила народная сказка только в устной
передаче. Записывать и печатать ее стали 200 лет назад.
Самым известным собирателем русских народных сказок был русский ученый А.Н.
Афанасьев.
Из сказок мы узнаем, как жили славяне на Руси, чем питались, во что
одевались. Наши далекие предки оставили большой след в устном народном
творчестве. Не умея читать и писать, но желая сохранить накопленные знания, они
передавали их из уст в уста.
Сказки делятся на волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.
На уроках по внеклассному чтению дети читают волшебные сказки, о
животных, бытовые сказки.
Далее учитель дает литературный
комментарий.
Волшебная сказка отличается от сказки бытовой, о животных. Ребята работают
над секретами построения волшебной сказки по системе известного фольклориста
В.Я.Волшебная сказка имеет экспозицию, завязку,
развитие сюжета, кульминацию и развязку.
Учащиеся на уроках литературного чтения изучали присказки, зачины, концовки
сказок; участвовали в конкурсах присказок, зачинов и концовок.
После уроков учащиеся вместе со школьными мастерами –трудовиками
расписывали волшебные предметы: топор- саморуб, дубинка, дудка-самодудка.
На индивидуальных занятиях по речевому восприятию и развитию я работала над
выразительными средствами языка, над сказочными выражениями.
Учитель дает лингвистический комментарий.
1.Найдите в тексте постоянные эпитеты
(Красна девица, зелена трава, столы дубовые, скатерти узорчатые..).
2.Объясните выражение «Ниже плеч буйну
голову повесил».
3.Объясните сказочную формулу ;
- Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается;
И я там был, мед-пиво пил,
По устам текло, а в рот не попало.
На уроках ИЗО учитель
знакомит учащихся с художниками - сказочниками.
Культурный комментарий.
1.Анализ цветового решения картин В.Васнецова: «Иван Царевич на сером
волке», «Аленушка».
2.Знакомство с иллюстрациями народных
сказок И. Билибина.
3.Ознакомление с произведениями
изобразительного искусства М. Врубеля: «Царевна-Лебедь».
Очень важно приобщить детей к истокам
русской народной культуры. На уроках музыки учитель продолжает культурный
комментарий. – Русские народные сказки вдохновляли художников, музыкантов.
Знакомит учащихся с
русскими народными инструментами. Включает в свой урок прослушивание опер Н А. Римского-Корсакова: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный»,
«Симфоническая сказка»; М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».
На уроках творчества
мною проведены следущие конкурсы:
·
1.
1.
Конкурсы поделок.
2.
Конкурсы масок.
3.
Конкурсы рисунков.
4.
Конкурс лепки сказочных фигур из снега.
5.
Конкурс «Сочини волшебную сказку».
6.
(В сказке должно быть сказочное начало, сказочные слова и выражения,
сказочный повтор, испытание, сказочное превращение.
Добро побеждает зло (концовка сказки)).
После изучения волшебных сказок учащиеся с
учителем подводят итог.
1. Волшебная сказка - это занимательный
рассказ о невероятно, но поучительной истории.
2.Выделяем общие особенности волшебной
сказки:
·
наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда;
·
столкновение с волшебной силой;
·
наличие волшебных персонажей, сюжетов;
·
осложненная композиция.
Вместе с детьми инсценировали сказку: «Кот, петух и лиса», «Каша из
топора».
В конце 1 части проекта провела урок
творчества: «Путешествие в сказку».
К уроку учащиеся совместно со взрослыми шили костюмы для кукол,
изготавливали декорации к спектаклю.
На 2 этапе учитель с учащимися изучали литературные сказки. Мною была
создана методика использования различных видов комментария в начальных классах
(на основе русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина).
На уроках по внеклассному чтению учащиеся изучали сказку с разных сторон:
формулирование теоретико-литературных понятий о сказке литературной и народной,
о соотношении образов в ней положительных и отрицательных героев, работа над
выразительными средствами языка, знакомство с композиторами, художниками,
сказочниками.
В результате проведенных различных видов
работ удалось повысить эффективность изучения учащимися произведений, показать
их своеобразие и уникальность.
Школьники научились более глубокому анализу литературного, музыкального,
изобразительного материала, усовершенствовали свои навыки и умения, расширили
словарный запас, свой кругозор. Проделанная мною работа побудила детей к
самостоятельному чтению, изучению культурного наследия.