Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
В школьных условиях возможность для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста дают такие предметы как музыка, изобразительное искусство, технология. Однако в первом классе на изучение этих курсов отводится по 1-2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для полноценного развития детского творчества.
Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные предметы, сдать экзамены, поступить в институт… Те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, на мой взгляд, заблуждаются.
Совместным творчеством с детьми можно и нужно начинать заниматься с тех самых пор, как малыш сможет держать в ручках предмет. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Я занимаюсь с детьми 1 класса внеурочной деятельностью «Умелые руки».
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Работа кружка художественного творчества проходит в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и решает единые с ней педагогические задачи.
Одним из главных принципов организации занятий внеурочной деятельности «Умелые руки» является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер.
Программа кружка предусматривает межпредметные связи и развитие у детей изобразительных способностей за счет частичной или полной дорисовки деталей, использование методов аппликации, применение цветовых сочетаний и чередований, художественно-конструкторских способностей (оригами), нестандартного мышления, творческой индивидуальности и театральные способности – инсценирование с помощью моделей сюжетов произведений детской литературы и просто в игре. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
На занятиях дети узнают дополнительные сведения по трудовому обучению: это конструирование, моделирование, оригами, применение природного и бросового материала, ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного творчества.
Занимаясь ребята углубляют знания и умения по интересующему их делу и применяют в общественно - полезном труде в школе и дома.
Дети учатся фантазировать и воображать, что необходимо для гармоничного развития мозга.
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, интеллект. И это будет особенно заметно в дальнейшей учебной деятельности. Ручной труд – универсальное образовательное средство,уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляции организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
С первых занятий дети приучаются к аккуратности в работе, они начинают понимать, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия. Важным показателем работы является и время, затраченное на изготовление изделия.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание уделяется коллективным проектным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению.
Наиболее часто применяемая мной форма коллективных проектных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. На мой взгляд, ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, т.к. всем предлагается одна цель работы, и дети заинтересованы в общем положительном результате. А выставки детских творческих работ развивают у детей ощущение своей значимости, ценности, личных способностей.
В воспитании чувств и творческого развития ребенка внеурочная работа играет незаменимую роль. Внеурочная деятельность способна перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества - одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств.