Скоро снова звонок... Перед первым сентября подведены итоги Года учителя

Владимир СЕРЕБРЯКОВ

 

Последняя декада августа проходит для работников образования в активной  подготовке к новому учебному году, который, как известно, обозначен еще и как Год учителя. Повсеместно проводятся конференции, на которых принимаются новые установки и обсуждаются решения прошедшего 19 августа пленарного заседания,  где рассматривалась тема «Учитель – важнейший фактор инновационного развития образования».

Современные технологии позволили существенно увеличить аудиторию слушателей — кроме приглашенных в Театр оперы и балета ее участниками могли стать все заинтересованные лица, которым было достаточно подключиться через интернет к прямой трансляции заседания.

После вступительной речи министра образования и молодежной политики ЧР Галины Черновой слово предоставили президенту ЧР Николаю Федорову, который сказал, что интенсивное социально-экономическое развитие республики неразрывно связано с формированием нового облика образования».

Сегодня она представлена современными зданиями школ, учреждений профессионального образования. За десять с небольшим лет построены 152 новых здания (это почти каждая третья сегодняшняя школа), и строительство продолжается.

338 школьных автобусов уравняли шансы свыше 13 тысяч детей почти из тысячи деревень на получение качественных образовательных услуг. Доля учащихся, которые обучаются в школах, соответствующих современным требованиям, в Чувашии достигла более 92 процентов. Это один из лучших показателей в России.

В десятки раз увеличилось число победителей всероссийских олимпиад и конкурсов. На протяжении последних лет наши школьники разных классов и по разным предметам получали баллы, на 10-15 процентов превышающие баллы российских школьников.

 Несмотря на кризис, к концу 2009 года по сравнению с 2006 годом вдвое увеличена заработная плата учителей. В июне 2010 года она составила 11170 руб., почти достигнув средней зарплаты по экономике (11916 руб.), а у 16 процентов высококвалифицированных и результативно работающих учителей средняя зарплата стала выше средней зарплаты в экономике в полтора раза (20542 руб.).

В 2010 году из республиканского бюджета было выделено дополнительно 116 млн руб. на внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

- Именно поэтому, - добавил президент, - вчера я подписал распоряжение о денежном поощрении в размере 20 тыс. рублей каждому лучшим 20 педагогам дошкольных образовательных учреждений и 10 педагогам учреждений дополнительного образования. Гранты Президента Чувашской Республики в размере 200 тыс. руб. также присуждены лучшим 17 дошкольным образовательным учреждениям и 3-м учреждениям дополнительного образования детей за внедрение инновационных образовательных программ.

Развивая систему стимулирования профессионального творчества через участие в различных конкурсах, проектах, в Год учителя дополнительно к уже имеющимся мерам поддержки еще 200-м педагогам присуждены премии Президента республики в размере 50 тыс. рублей, и 25 школам - гранты по 250 тыс. рублей.

Реальными положительными результатами за прошлый год президент назвал то, что 64 процента выпускников стали студентами вузов. Среди сельских школьников их число увеличилось с 34 процентов в 2006 году до 55 процентов в 2009 году, а доля выпускников, поступивших в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, достигла 22 процентов.

- Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены, - признался Николай Васильевич в конце своей речи. - Таков естественный ход земной жизни. Надеюсь, у вас нет серьезных поводов сказать, что время нашей совместной работы было потерянным временем. Надеюсь, вам было интересно. Я сегодня прощаюсь с вами, но снова - с надеждой на вас и ваших учеников!

Участники заседания вручили Николаю Федорову высший знак педагогического мастерства, символ заботы о подрастающем поколении – статуэтку пеликана.

Далее министр образования продолжила конференцию, которая приняла сугубо деловой и специфический характер - анализ педагогического потенциала по различным аспектам, оценка уровня квалификации учителей, возможности сетевых, интерактивных сообществ и прочих вопросов педагогики в целом.