«Мы
не что иное, как то,
что
делают из нас окружающие предметы»
Клод
Гельвеций
Когда
в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим какими-либо
необыкновенными способностями, скажем, музыкальными или художественными, мы
обычно задаём вопрос: «А кто у него родители?». Услышав ответ: «У него папа
музыкант» или «Он из семьи художников», мы понимающе киваем головой и говорим
«Ну, понятно, среда...».
Закономерен вопрос: «Что надо
сделать для того, чтобы создать в своём доме предметно-развивающую среду?»
Перечень основных
этапов этой работы таков:
- Внимательно «посмотреть» на своего ребёнка,
оценить уровень его физического и психического развития, уяснить для себя,
в чём он отстаёт, а в чём опережает своих сверстников. Особенно важно
понять - к какому виду деятельности ваш ребёнок предрасположен, имеются ли
у него задатки для развития каких-либо способностей и талантов. Полезно на
этом этапе проконсультироваться у детского психолога.
- Наметить и уяснить перечень педагогических задач,
которые встанут перед вами в ближайшее время. При этом надо исходить, как
из особенностей развития вашего ребёнка, так и из общих педагогических
рекомендаций для данного возраста.
- Разработать проекты функциональных зон СРЕДЫ,
которые включают перечень желаемых «видов» оборудования для каждой зоны и
«привязку» каждой зоны к определённому месту в доме.
- Провести «инвентаризацию» всех игровых средств,
игрового и другого оборудования и решить, что вы будете использовать в
дальнейшем, а что можно выбросить или отправить в гараж.
- Изучить каталоги, сайты, другие рекламные
материалы фирм-производителей и продавцов товаров для детей, составить
перечень всего того, что вы хотели бы приобрести для формирования СРЕДЫ.
- Рассмотреть этот перечень с учётом стоимости
выбранного оборудования, привести итоговую цифру предполагаемых затрат к
разумному значению. В результате у вас должен получиться перечень товаров
с названиями и телефонами фирм-продавцов.
- Связаться с этими фирмами, убедиться в том, что
выбранные вами товары есть в наличии и оформить на них заказ.
- Приобрести оборудование и установить его в вашем
доме.
Как
вы видите, эта работа непростая, она требует, как материальных, так и временных
затрат. Утешиться можно только тем, что каждый родитель волен для себя решать -
в каком объёме и в какие сроки эту работу выполнить.
Но
важно помнить, что чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность деятельности в
предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и
обучения. Мы сможем раньше понять, какая деятельность для ребёнка наиболее
привлекательна, а это поможет нам правильно определить стратегию его
дальнейшего развития.
Поэтому
правильно поступают те родители, которые начинают создавать
предметно-развивающую среду для своего ребёнка с момента его рождения, а,
возможно, и ещё раньше.
Вспомним
притчу о молодой маме, которая задала известному педагогу вопрос: «Моему
ребёнку исполнился год. Я могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала:
«Да, конечно, но Вы опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для
создания предметно-развивающей среды в вашем доме.
Успехов
вам в ваших начинаниях, уважаемые родители!